Рама
Является основной конструкцией любого велосипеда, служит носителем всех дополнительных узлов и оборудования.
Рамы для ВМХ обычно изготавливают из алюминия или хром-молибдена. Основное требование к ним - прочность и легкость.
В зависимости от стилей катания на BMX, рамы предназначаются для: стрита, дерта, верта, флэтлэнда (флэта) и рейса (BMX-racing - гонки на специально подготовленной трассе, на которой должно быть от 6 до 12 препятствий и от 3 до 6 виражей). Важным параметром, здесь является материал рамы, длина верхней трубы и заднего треугольника.
Вилка Элемент конструкции велосипеда предназначенный для крепления переднего колеса, гироротора и выноса руля. Вилка должна быть не мене прочной, чем рама, так как при приземлении они испытывают одинаковые нагрузки. Самые дешевые вилки делают из низкосортной стали - они часто гнутся и ломаются. Качественные вилки делают целиком из хром-молибдена, и, часто, их ноги внутри имеют резьбу. Также производятся каленые вилки, более прочные чем обычные хром-молибденовые. Небольшими партиями или на заказ делают титановые вилки. |
|
Втулка
Содержит подвижные механизмы, позволяющие колесу вращаться. Она является той частью велосипеда, без которой он никогда бы не сдвинулся с места.
Задние втулки бывают трех видов:
Самые дешевые, трещоточные, ставят на нижние модели велосипедов.
Наиболее распространенные - кассетные. Они удобны тем, что трещотка встроена в саму втулку - это позволяет ставить звезды минимум с 9 зубьями (в отличии от трещоточных, у которых 14 зубьев - минимум).
И третий вид - фрикостер - втулка, которая при движении назад не заставляет крутиться звезду, соответственно шатуны остаются неподвижными.
Втулки, как задние, так и передние так же, как и шатуны, могут быть на недорогих насыпных или на закрытых промышленных подшипниках.
Обод
Как правило изготавливается из алюминиевых сплавов 6061 и 7005. Обода бывают одно-, двух- и трехслойными. Чем больше слоев, тем он крепче, также обод внутри делится вдоль на каналы, которых, как и слоев, чем больше, тем лучше.
Также производят хромированные обода, лучше взаимодействующие с тормозами.
Спицы
Обычно на велосипедах для BMX используются колеса с 48 спицами, но иногда их число бывает и меньше. На ВМХ предназначенных для стрита, дерта и верта устанавливаются более прочные спицы с нестандартной расспицовкой в виде "солнышка".
Вынос
Это приспособление крепится на верхнюю часть вилки и служит связующим между рулем и вилкой.
Руль
Руль для ВМХ представляет собой специальную сварную конструкцию, изготовленную из стали и предназначенную для управления велосипедом. Также на руль устанавливаются тормозные ручки (если на велосипеде стоят тормоза).
Модели рулей очень разнообразны: с разным количеством элементов, со свипом и без, загнутые вверх.
Руль стоит выбирать по стилю катания и длине ног (чтобы не задевать его коленями). Для стрита предпочтителен высокий руль, тогда велосипед будет легче выдергиваться и крутиться. Не всегда стоит заменять руль на титановый или алюминиевый, так как стальной можно проточить, после чего он будет весить немногим больше алюминиевого.
Шатуны и каретка
Шатуны для BMX делятся на односоставные (тип "кочерга") и трехсоставные.
Односоставные шатуны ставят на дешевые велосипеды, они очень непрочные, особенно в местах изгибов. Такие шатуны распространены во флэте, так как они не испытывают сильных нагрузок. Их изготавливают, в основном, из хром-молибдена.
Односоставные шатуны абсолютно несовместимы с Euro-кареткой! На такие шатуны ставятся обычные каретки, на насыпных подшипниках.
Также существуют дешевые трехсоставные шатуны. У них нередко срываются резьбы или шатуны проворачиваются по-отдельности. Причиной этого является то, что они производятся из дешевых сортов стали или алюминия.
Дорогие шатуны изготавливаются из высокосортного хром-молибдена или алюминия 7005 со стяжными болтами, но их всех объединяет одно - прочность и легкость.
Трехсоставные шатуны значительно прочнее, но и дороже. Крепление шатунов бывает под квадрат и шлиц. Наиболее прочным считается шлиц. Шлицы бывают тоже нескольких видов, наилучшим из них считается "игольчатый шлиц на 48-pin". Еще шатуны бывают полные и полые, при этом полые значительно более легкие. Наилучшими считаются трубчатые шатуны.
Важное замечание: у одно- и трехсоставных шатунов разная резьба для педалей: у односоставных она значительно тоньше, поэтому педали от них не подходят к другим типам шатунов, а у трехсоставных - стандартная резьба для педалей, что позволяет устанавливать педали даже от горных велосипедов.
Каретки бывают на насыпных и промышленных подшипниках.
Промышленные подшипники намного прочнее насыпных, но у них есть один недостаток - они не подлежат ремонту, то есть одноразовые, хотя и ломаются в десятки раз реже. При установке такие подшипники вжимаются на ось и прижимаются по бокам шатунами - это наиболее прочное крепление.
На насыпных подшипниках на ось навинчиваются чашки.
Самый распространенный вид кареток для BMX в России - USA-каретка, имеющая самый большой диаметр. Бывает как на насыпных (шариковых), так и на промышленных (закрытых) подшипниках.
Следующий вид - это EURO-каретка, намного меньше USA и имеет резьбу для установки в раму - в данный момент большинство производителей переходит на этот стандарт. Существует также SPANISH-каретка: по размерам она идентична EURO, но не имеет резьбы - в этом случае промышленные подшипники просто запрессовываются в раму.
Педали
Педали нужно выбирать исходя из стиля твоего катания.
Если нужны легкие педали, то стоит обратить внимание на изделия из алюминия или магния (но он достаточно хрупок). Если педали нужны для парка или дерта, то предпочтительнее алюминиевые.
По виду подшипников лучше промышленные, так как педали не будут нуждаться в постоянном уходе и не будут греметь.
Перед покупкой стоит выяснить у продавца какая ось у педали. Желательно, чтобы она была закалена - это придаст больше прочности. Длина шипов в педали - на Ваш выбор: рекомендуются шипы длиной 2-3 мм, если они будут больше 3 мм, то обувь будет быстро изнашиваться, но при этом ноги не будет слетать даже в дождь.
Передняя звезда
Представляют собой зубчатое колесо с накинутой цепью, предназначенное для передачи усилия.
Звезды делают в основном из алюминиевых сплавов 6061 и 7005 и, иногда, стальные. Основное отличие звезд друг от друга - количество зубьев и толщина: чем зубьев меньше, тем легче крутить педали, но меньше максимальная скорость. Большие звезды (более 40 зубьев) ставят в основном на дертовые велосипеды. В стрите и парке удобнее всего 36-39 зубьев, во флэте - меньшее количество. Толщина тоже зависит от стиля катания: в стрите, в основном, ставят массивные толстые звезды, во флэте и дерте же наоборот, тонкие и легкие. При покупке толстых звезд нужно также смотреть на зубья, они должны быть толщиной в звено цепи.
Также бывает еще и так называемый Гринд - сектор. Он ставится на звезды, защищая цепь и звенья.
Задний тормоз
Тормоза в BMX существуют двух видов: u-brake и v-brake. Первыми комплектуются BMX для стрита, дёрта и флэта, вторые же ставят обычно на рейс.Почти все тормоза делают из алюминия.
Задний тормоз представляет собой систему колодок, рычагов, тросов, и рукояток используемую для торможения и блокировки заднего колеса.
Пеги
Специальные алюминиевые втулки устанавливаемые на оси передних и задних колес. Применяются в основном на велосипедах для занятий флэтом и стритом.
Изготавливаются из стали и титана, а также бывают и сборные (внутри - алюминий, а снаружи, например, сталь). Титановые пеги на концах довольно часто загибаются внутрь, так как этот материал довольно мягкий.
Количество пег ограничено точками крепления втулок к раме или вилке. В комплекте с велосипедами, как правило, идет 4 пеги, но некоторые спортсмены, пользующиеся пегами только с одной стороны, откручивают лишние. Таким образом на велосипеде бывает 2 или 4 пеги.
Покрышки
Существуют различные мнения: одни считают, что для стрита лучше ставить на переднее колесо покрышку с глубоким протектором, а на заднее - слик для лучшего сцепления с асфальтом. Другие советуют вперед ставить слик с небольшим протектором шириной 2.1", а назад слик потоньше 1.85 - 1.95". Здесь без личных предпочтений и ощущений не обойтись.
Седло
На BMX различных направлений ставятся седла, предназначенные именно для этого стиля катания. Так например, если Вы занимаетесь фристайлом, то следует подбирать седло, которое легко можно будет зажать между ног. Также существуют удлиненные седла для более удобного захвата руками в процессе выполнения различных трюков.
Седла для BMX различаются по мягкости и по материалу рамки (хром-молибденовая сталь, алюминий и даже титан)
Грипсы
Мягкая, полимерная оболочка для рук на руле велосипеда, на BMX - со специальным ограничителем, защищающим руки велосипедиста от повреждения об ручки переднего тормоза.
Тормозные ручки
Представляют собой рукоятки, установленные на руле и соединенные тросами с рычагами тормоза.
Гироротор
Специальная система, позволяющая многократно вращать руль на 360 градусов без перекручивания тросов заднего тормоза.
Передний тормоз
Система рычагов, колодок, рукояток и тросов объединенных в конструкцию, используемую для торможения и блокировки переднего колеса.